Кран манипулятор: применение спецтехники без перегрузок по осям.

Кран манипулятор: применение  спецтехники без перегрузок по осям.

Перед применением крана-манипулятора нужно узнать массу груза, рассчитать распределение веса по осям. Технические ограничения устанавливает производитель, но на постах весового контроля проверяют по другим нормативам.

Закон 257-Ф3 регламентирует максимальную массу автомобиля:                                     

  • Двухосный — 18 т.                             
  • Трехосный — 25 т.
  • Четырехосный — 32 т.
  • У прицепов и автопоездов свои ограничения, но смысл такой же: чем тяжелее техника, тем больше должно быть осей.

Но общий вес груженой техники практически не имеет значения: на постах его учитывают, но основная часть нарушений — нормативы по осям. Такой подход логичен, ведь цель закона — снизить разрушающее воздействие тяжелой техники на дорожное полотно.

В законе 257-Ф3 рассматривается 3 типа дорог: с допустимой осевой нагрузкой 6, 10, 11,5 т. Есть различия для моделей со сдвоенными колесами, зависимость от расстояния между осями. Текст закона и сайт ГИБДД приводят допустимые значения — они же используются постами.

Превышение осевой нагрузки при допустимой общей массе.

Осевая нагрузка зависит от расположения груза. Но изначально нужно определить реальную грузоподъемность техники.

Возьмем для примера Hyundai HD 120. Общая масса 12 тонн, снаряженная (без груза) — 4,5 т. В результате остается 7,5 т. В идеальных условиях техника подходит для проезда по дорогам всех типов — распределенная осевая нагрузка должна составлять по 6 тонн. На практике сам производитель ограничивает допустимую нагрузку задней оси — 4500 кг. Изначально передняя часть весит больше (за счет двигателя, кабины).

На шасси устанавливается кран-манипулятор, усиленный борт, опоры. В результате грузоподъемность (общая) снижается на 1,8-2 тонны. Остается примерно 5-5,5 т. Но если неправильно загрузить машину, то проблемы с весовым контролем обеспечены даже при перевозке 3-4 т.

Штраф и запрет передвижения.

Если весовой контроль обнаруживает перегрузку, то водитель получает штраф с запретом на передвижение. Приходится вызывать подходящую машину, разделять или целиком перекладывать груз.

Ограничения очень жесткие: допускается превышение не более 2%. При этом участникам (водителю, владельцу компании, ответственному за погрузку и т.д.) грозят штрафы от 1000  до 500 000 рублей.

Всем выгодно обойтись без нарушения. Но весовой контроль часто штрафует автомобили с нормальной общей массой. Как это происходит?

Варианты расположения груза

1. Установка на задний борт

Задняя часть кузова — самый неудачный вариант расположения тяжестей. Вес полностью приходится на задние колеса, приподнимает переднюю часть автомобиля. В результате на заднюю ось передается полный вес груза и перемещается часть массы манипулятора, кабины, двигателя.

2. Над задней осью

Расположение подходит при небольшой массе. Например, если требуется перевезти поддон кирпичей (примерно 1,5 т), то его вес складывается с начальной осевой нагрузкой — получается допустимое значение в районе 3-4 т.

3. Центр тяжести распределен равномерно между задней осью и кабиной

Оптимальное расположение груза — вес распределяется по осям почти одинаково. Сохраняются допустимые значения — весовой контроль не страшен даже при полной загрузке автомобиля.

4. Груз в передней части

В таком положении увеличивается нагрузка передних колес, которые и без этого несут основную массу автомобиля — двигатель, манипулятор, кабину, упоры, инструменты, бак. Задние колеса сохраняют сцепление с асфальтом, но нагружены недостаточно.

5. Смещение от центра

Оборудование весового контроля фиксирует смещение центра тяжести — аппаратура одновременно измеряет давление каждого колеса на асфальт. При погрузке смещение незаметно, но после подъема упоров кузов накренивается. Желательно сразу расположить груз правильно: в лучшем случае водителя ждут сложности с управлением и штраф, в худшем — аварийная ситуация.

Перевозка крупногабаритных грузов.

Если требуется доставить бытовку, станок или спецтехнику, то желательно заранее определить центр тяжести, точки опоры платформы. Если рассчитать правильное расположение не удается, то лучше использовать технику с запасом грузоподъемности. 

Выводы: может ли манипулятор перевозить полный груз без штрафов.

Автоматический манипулятор незаменим при работе с грузом, позволяет обойтись без дополнительной техники. В то же время кран повышает нагрузку на шасси, уменьшает общую грузоподъемность автомобиля.

Чтобы избежать штрафа оператор крана должен рассчитать распределение нагрузки. В некоторых случаях не удается расположить предметы без превышения допустимых значений — тогда гораздо проще, дешевле и быстрее вызвать другой авто самопогрузчик.

Водитель рекомендует использовать технику с «лишней» грузоподъемностью? Это не попытка побольше заработать, а вынужденная мера, которая помогает организовать доставку без штрафов.

 

Читать все статьи