Правила закрепления грузов при перевозке манипуляторами

Правила закрепления грузов при перевозке манипуляторами

Если у Вас возникла необходимость осуществления грузоперевозки на манипуляторе, то одним из условий успешной его доставки станет понимание, как правильно закрепить груз на манипуляторе. Это позволит избежать его случайного повреждения. Для гарантированного результата важно всесторонне оценить параметры перевозимого груза, грамотно выбрать оборудование для перевозки и верно закрепить его.

Виды грузов

Транспортные автоперевозки являются очень распространенными, все виды грузов, перевозимых манипуляторами, требующих особых условия закрепления можно разделить на несколько групп.

Первая, под общим названием «негабаритные», к ним относятся:

Крупногабаритные – согласно общепринятой классификации к данному виду относятся объекты шириной более 2,55 м; общей высотой с бортом автомобиля свыше 4 м; длиной более чем 20 м; Если говорить о грузоперевозках на кранах-манипуляторах, то здесь чаще всего актуальны первые два параметра.

Длинномерные – длинномерными называют грузы, выступающие за пределы заднего борта автомобиля более чем на 2 метра

Тяжеловесные – это грузы, создающие хотя бы на одну ось автомобиля нагрузку, превышающую нормативный показатель. Сложность крепления таких объектов на манипуляторе состоит в том, что при малейших погрешностях в креплении они начинают расшатываться при передвижении, что приводит к его срыву.

Также в отдельные категории, связанные с особенностями транспортировки можно выделить:

• Грузы со сложными геометрическими параметрами. К ним относятся, например, памятники, рекламные конструкции сложной формы и металлоконструкции. При их перевозке необходимо правильно определить места крепления его стрэпами, чтобы избежать возникновения изгибающих нагрузок внутри перевозимого объекта при движении, а также его опрокидывания.

• Грузы, состоявшие из большого количества мелких модулей. Сложность транспортирования данного вида состоит в необходимости правильного закрепления всех элементов, которое необходимо выполнить так, чтобы не произошло их взаимного смещения при передвижении и, как следствие повреждения.

Виды вспомогательного оборудования для крепления при перевозке

В связи с таким количеством особенностей грузоперевозки, за годы существования разработано множество приспособлений, позволяющих облегчить задачу перемещения из точки А в точку Б. Рассмотрим основные из них:

Такелажные кольца и петли.

Специальные приспособления, которые крепятся к стенкам или полу автомобиля. Нужны для фиксации и натяжки стрэп и цепей. Оптимальным вариантом являются кольца, имеющие две заклепки или болта с двух сторон от кольца. Они меньше работают на «срез» при перемещении и обеспечивают большую стабильность. Кольца обязательно нужно проверять на целостность перед каждым применением.

Такелажные рейки.

Такелажные рейки предназначены для крепления перевозимых объектов совместно со специальными ремнями и талрепами (фиксирующими распорками). Бывают стальными и алюминиевыми. Различаются толщиной металла. Бывают с круглыми и прямоугольными отверстиями. Крепятся к конструкциям автомобиля с помощью заклепок.

Защитные уголки.

Они применяются для защиты крепежных ремней от перетирания при транспортировке. В продаже встречаются уголки из пластика и металла.

Противоскользящие коврики.

 Применяются для дополнительной фиксации за счет возникающей силы трения. Применение ковриков увеличивает силу трения в среднем в три раза, соответственно уменьшая возникающую центробежную силу, что позволяет уменьшать количество необходимых креплений.

Кольца фиксации

Это съемные элементы, устанавливаемые в такелажные рейки. Они позволяют создавать нужные точки крепления для фиксации на манипуляторе.

Такелажные ремни (рэтчеты) и цепи.

Непосредственное закрепление на манипуляторе осуществляется с помощью рэтчетов. Это текстильные связки, оснащенные «натяжителями», специальными приспособлениями позволяющими плотно натянуть такелажный ремень. Это самый часто используемый и важный элемент закрепления. При его выборе следует учитывать ряд факторов:

1. Следует проверить их маркировку. Цвет этикетки (ярлыка) стяжного ремня обозначает материал ленты:

Полиэстер или полиэфир (PES) - синий.

Полипропилен (РР) - коричневый.

Полиамид (РА) - зеленый.

Другие материалы - белый.

 

Перед применением обязательно проверьте наличие и читаемость маркировки. Согласно европейскому стандарту EN 12195-2 маркировка стяжных ремней должна содержать следующие данные:

Допустимая рабочая нагрузка (LC).

Длина маркированной части стяжного ремня в метрах. Если ремень состоит из двух частей, каждая из них должна иметь собственную этикетку.

Стандартная ручная сила (SHF).

Сила натяжения (STF), создаваемая храповым механизмом в ленте ремня при креплении прижимом.

Материал ленты.

Указание на соответствие стандарту EN 12195-2.

Год изготовления.

Относительное удлинение в % при допустимой рабочей нагрузке (LC).

К эксплуатации допускаются только исправные полностью укомплектованные стяжные ремни. Нельзя использовать стяжные ремни для подъема груза или как буксировочный канат. Стяжные ремни не допускаются к дальнейшей эксплуатации, если лента ремня повреждена более чем на 10% от ее ширины, когда видны повреждения швов, деформации металлических элементов, а также в тех случаях, когда маркировка ремня отсутствует или нечитабельна.

Основные принципы закрепления грузов на манипуляторе

Для начала остановимся на общих правилах, которые применимы для всех видов грузов:

более крупные и тяжёлые грузы должны располагаться внизу кузова и ближе к продольной оси симметрии грузовой платформы или кузова автотранспортного средства, в середине его длины и как можно ниже над настилом платформы (кузова). Расположение центра тяжести (ЦТ) груза влияет и на устойчивость автомобиля, на его управляемость и на эффективность торможения. А конкретно, продольное расположение ЦТ груза влияет и на допустимую полезную нагрузку автомобиля.

Схема распределения груза в двухосном автомобиле

На рисунке изображена схема для расположения груза на автомобиле

Схема распределения груза в трехосном автомобиле

На рисунке изображено. как должен распологаться груз на грузовом автомобиле

 

однородные штучные грузы в кузове штабелируют с соблюдением одинакового количества ярусов по всей грузонесущей площади при обеспечении надёжного крепления верхнего яруса штабеля;

грузы с меньшей объёмной массой следует укладывать на грузы с большей объёмной массой;

при размещении на автотранспортных средствах длинномерных грузов (трубы, стальной прокат, лесоматериалы и др.) разных размеров, разной длины и толщины следует подбирать их одинаковыми в каждом ряду, более длинные следует размещать в нижних рядах, а лесоматериалы кроме того в каждом ряду необходимо сочетать "комель-вершина".

 

Общая схема принципов крепления грузов представлена ниже

Таблица общих принципов крепления

Рассмотрим теперь базовые методы закрепления основных типов грузов, перевозимых кранами-манипуляторами:

Бытовки и вагончики

Автоперевозка бытовок и вагончиков обычно не сопряжена с повышенным риском. Но в случае, когда фактические размеры переводят их в разряд крупногабаритных нужно учитывать дополнительные правила крепления бытовок к машине. В этом случае возникает необходимость установки дополнительных обозначений, а иногда и сопровождения.

В рядовом случае бытовка или вагончик устанавливается на платформу манипулятора на коврик и фиксируется рэтчетами. Количество рэтчетов принимают не менее максимальной массы суммы транспортируемых объектов, увеличенной на 20% и деленная на предельную нагрузку одного стрэпа. При этом предпочтительным вариантом будет большее количество рэтчетов с меньшей предельной нагрузкой. Этот метод крепления называют «метод прижатия» - стяжка груза компенсирует вредные силы. Создает дополнительную силу прижатия к полу авто.

Например, для вагончика массой 2,6 тонны.

2,6 х 1,2 (+20%) = 3,12 тонны

При длине вагончика 5 метров оптимальным будет крепление его 4 рэтчетами с предельной нагрузкой 1000 N. При этом крайние рэтчеты должны располагаться на расстоянии 0,5 метра от края вагончика, другие два на равных расстояниях, обеспечивающих равномерную нагрузку. На углы вагончика под места размещения рэтчетов устанавливаются защитные уголки.

Также любые грузы правильной геометрической формы можно крепить шпринтом. Он может быть одинарным или двойным.

На рисунке показано. как правильно крепить груз одинарным или двойным шпринтом

Достоинства шпринга:

- Используется двойная рабочая нагрузка αC. При этом угол установки ремня к грузовой платформе α не рекомендуется более 45 º;

- Нет необходимости максимально обжимать ленту натяжным механизмом. Достаточно натяжение рукой для выбора слабины. Шпринг начинает работать только при начале смещения груза. Исчезает опасность повреждения груза от давления натяжного устройства.

Увеличение длины ленты в процессе транспортировки (вибрации, перепад температур) не приводит к потере силы крепления.

Если у вагончиков или бытовок имеются выходы коммуникаций, то перед транспортированием их обязательно нужно законсервировать и обеспечить их иммобилизацию.

Контейнеры

Грузоперевозка контейнеров производится так же, как и бытовок.

Рекламные щиты

Основной сложностью при транспортировании рекламных щитов является их большие габаритные размеры, создающие «парус». Транспортирование осуществляется с помощью специальных односторонних и двухсторонних пирамид, которые крепятся к основанию грузовой платформы. Если автоперевозке подлежат несколько щитов, то перед погрузкой их необходимо скрепить в паллет.

При подсчете количества точек прикрепления обязательно нужно добавить к весу конструкции максимальную ветровую нагрузку.

Для Москвы – 1 ветровой район, а городской среде тип местности В – городские территории нормативное значение ветровой нагрузки на высоте до 8 метров максимально с наветренной стороны = 0,0092 кПа

Расчетное значение учитывающее коэффициент надежности (1,4) = 0,130 кПа (130 Н/кв. м)

Соответственно для щита размерами 3х6 с площадью 18 кв. м нагрузку для расчета количества точек закрепления нужно увеличить на 130 х 18 = 2 340 Н = 2,34 кН = 238 кгс.

Расчет и принцип распределения рэтчетов подобен расчету для вагончиков. Не забывайте про защитные уголки.

Если конструкция щита выступает за заднюю грань платформы более чем на 2 метра, ее необходимо отметить как длинномерную.

Строительные металлоконструкции и материалы

Перевозимые строительные металлоконструкции имеют либо рамную конструкцию, либо сплошное сечение металлопроката. Для защиты от соскальзывания их с платформы манипулятора также используют противоскользящий коврик. Если у Вас есть необходимость перевозки на манипуляторе большого количества, например, паллет в два яруса, то для безопасности между ярусами устанавливают лист ДВП, на который также кладут коврик.

Если конструкции рамные, то стяжку элементов производят, используя ячейки рамы, для предотвращения смещения конструкций относительно друг друга. Этот метод крепления называют - якорный метод – этот механизм крепления груза используем, когда в кузове есть свободное место или если на грузе есть точки крепления.

Если перевозимые конструкции не имеют рамы, то одним из вариантов фиксации элементов друг относительно друга может быть установка транспортных болтов в существующие монтажные отверстия с притягиванием элементов друг к другу. Обратите внимание, чтобы транспортные болты имели резиновые защитные прокладки.

Листовые стройматериалы, например, профлист, ГКЛ или панели перевозить манипулятором следует так же как рекламные щиты.

Деревья

Транспортирование деревьев обычно осуществляется с комом земли. При этом самая тяжелая часть обычно именно корневая система с грунтом. При погрузке необходимо расположить ком земли на одной из осей автомобиля. Количество стрэпов для крепления дерева необходимо увеличить, для предотвращения поломки веток и повреждения кроны.

Опалубка и строительные леса

Ключевой сложностью перевозки опалубки и лесов является большое количество элементов, которые легко смещаются относительно друг друга. Стяжку паллеты лесов или опалубки производят не менее чем в трех местах по длине. Размещать паллеты следует так же на противоскользящем коврике.

Памятники и другие малые архитектурные формы

Транспортирование малых архитектурных форм осложняется их хрупкостью и возможностью разрушения. Соответственно акцент при перевозке направлен именно на обеспечения сохранности. Для защиты от повреждения используют воздушные мешки или пневмооболочки. Их размещают по периметру или между перевозимыми элементами для предотвращения их соударения при перевозке. Также подобные мешки меньшего размера подкладываются под рэтчеты. Этот способ крепления груза называют способом блокировки.

 

Следует помнить, что данные в статье рекомендации являются базовыми. При перевозке конкретного груза необходимо комплексно учитывать все его имеющиеся особенности. И при необходимости добавлять требуемые меры «защиты».

В связи с этим рекомендуем Вам обращаться в специализированные компании, имеющие значительный опыт и комплекс профессионального вспомогательного оборудования для перевозок, например, компанию по адресу в интернете  https://kmras.ru имеющую 6 летний опыт перевозок.

Также специализированная компания поможет застраховать перевозку в случае необходимости, что поможет Вам сохранить свои нервы и деньги.

Читать все статьи